Создай свой бизнес!

Начиная собственный бизнес, необходимо сформулировать для себя цель создания этого бизнеса. Получить деньги не может быть целью бизнеса, это все лишь инструмент для достижения истинной Вашей цели. Более того, бизнес может быть просто хобби, не приносящим денег, но дающим чувство счастья и удовлетворенности.

Что будет, когда Вы запустите бизнес и он начнет стабильно работать? Решает ли бизнес задачи, которые Вы ставите перед собой. Достигаете ли Вы своей реальной цели? Часто, потратив много сил и времени на создание и развитие бизнеса, Вы получаете лишь очередную головную боль. Тогда зачем такой бизнес?

Определившись с идеей бизнеса, необходимо подготовить Бизнес-план запуска проекта. Если Вы не сверхудачливый человек, то без Бизнес-плана Ваш проект обречен на провал.

Зачем нужен бизнес план?

Бизнес-план – это не только план действий по запуску бизнеса, но и описание его деятельности, потребности в финансовых и трудовых ресурсах, рисков по ходу запуска и дальнейшей работы предприятия, и, наконец, финансовый расчет денежных потоков.

Бизнес-план дает структурированные ответы для собственника и инвестора на такие жизненные вопросы, как:

  • что является ключевым продуктом предприятия и чем этот продукт лучше, чем у конкурентов;
  • как будет производиться, продвигаться и реализовываться продукт;
  • что необходимо для запуска проекта, в том числе какой необходим объем денежных средств;
  • какая окупаемость и доходность инвестиций в запуск и развитие бизнеса;
  • какие риски в работе предприятия и какая чувствительность бизнеса к изменению ключевых факторов;

Грамотно составленный Бизнес-план позволяет не только получить кредит в банке, но и привлечь партнеров с бизнес. Хорошие партнеры могут привнести не только денежные средства или другие материальные активы, но дать доступ к эффективным технологиям или связям.

Пункты бизнес плана

Структура и состав Бизнес-плана зависит от особенностей предлагаемого продукта и целей бизнеса, но целесообразно придерживаться общепринятой практики. Соблюдение общих рекомендаций сделает Бизнес-план более понятным, а бизнес более привлекательным.

Примерные разделы бизнес-плана и их наполнение представлены ниже:

Резюме

Раздел пишется в самом начале подготовки Бизнес-плана, еще до того, как определяется план действий и задействованные ресурсы. Здесь представляется идея бизнеса и обосновывается успешность. Все должно быть написано так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора или партнера, вселить в них уверенность в успех проекта.

В сжатой и доступной форме излагаются сильные стороны продукта, потребности и ключевые факторы успеха предприятия.

В кратком виде приводятся:

  • Описание целевого конечного продукта предприятия. Анализ его сильных и слабых сторон. Его отличие или дополнение существующих на рынке аналогичных продуктов. Обоснование полезности продукта для потребителя.
  • Способ реализации поставленных задач. Что необходимо сделать, чтобы достичь результата.
  • Финансовые и иные потребности для запуска и развития бизнеса. Какие производственные мощности необходимо создать, чтобы производить продукт и предоставлять услугу. Что необходимо для стабильно и бесперебойной работы.
  • Прогноз объема продаж, будущие денежные потоки, финансовые результаты и окупаемость инвестиций. Должно быть четко понятно, когда и какую доходность получит инвестор на вложенные средства.
  • Перечень рисков, которые могут помещать или затруднить реализацию идеи, а также пути нивелирования этих рисков.

Описание предприятия

Если проект реализуется на базе существующего предприятия, то в этом разделе представляется его описание:

  • название и реквизиты компании, чтобы инвестор мог легко найти дополнительную информацию по ней;
  • направления деятельности предприятия и его основные результаты за прошедшие периоды;
  • представляются сильные и слабые стороны предприятия, а также описываются имеющиеся производственные мощности и трудовые ресурсы.

Если бизнес создается с нуля, то необходимо указать Ваш вклад в проект денежный, имущественный или интеллектуальный.

Продукция и услуги

Раздел содержит описание конечного продукта, который будет предлагаться клиентам. Здесь приводятся характеристики продукта, область его использования и отличие от предложений конкурентов. Необходимо обосновать полезность продукта для клиентов.

Если необходима покупка лицензий или получение сертификатов, то об этом необходимо указать.

План маркетинга

Маркетинговый план должен содержать:

  • оценку объема рынка, на котором предполагается работать;
  • описание основных конкурентов и преимущества предприятия перед ними;
  • целевую долю рынка, которую предполагается занять;
  • принципы ценообразования
  • методы привлечения и удержания клиентов.

Производственный план

Прежде, чем инвестировать средства и силы, необходимо протестировать спрос на продукт или услугу. Тестировать спрос целесообразно на продукте с минимальной функциональностью, чтобы с минимальными затратами получить обратную связь от клиентов в полезности для них этого продукта или услуги. Только после доработки продукта на основании обратной связи от клиентов можно начинать расширять объем предложения.

План по производству должен включать в себя:

  • расчет требуемых производственных мощностей для удовлетворения прогнозного спроса;
  • расчет себестоимости производства, хранения, доставки и реализации продукции;
  • перечень требуемого материально-технического обеспечения.

Организационный план управления предприятием

В разделе описывается система принятия решений и полномочия органов управления предприятием. Для основных подразделений необходимо описать функциональность и целевой результат работы.

Представляется обоснование квалификации и численности персонала в разрезе основных подразделений. Дополнительно описывается технология подбора и обучения персонала, а также принципы мотивации.

Оценка рисков и меры по снижению ущерба

Необходимо представить перечень рисков, которые могут влиять на достижение результата проекта и его успешность. Для каждого риска указываются:

  • степень влияния на успех проекта;
  • вероятность его наступления;
  • действия по предотвращению риска или нивелированию последствий его реализации.

Обычно риски группируются по типам: системный, производственный, коммерческий и финансовый. Набор типов подбирается под каждый проект индивидуально.

Финансовый план

На основании предыдущих разделов Бизнес-плана прогнозируются финансовые результаты, денежные потоки (доходы и расходы) и потребность в финансировании в течении запуска и развития проекта. Строится график достижения точки операционной и общей безубыточности, а также, график возврата инвестиций.

Юридический план

Описывается законодательное поле, на котором предстоит работать предприятию. Указываются основные юридические требования к продукту и способам его предоставления клиентам. Какие надзорные органы будут осуществлять контроль за деятельностью предприятия.

Представляется перечень юридических документов, которые необходимо подготовить, согласовать с надзорными органами и утвердить перед началом работы.

Вывод для каждого

Чем более инновационным является продукт или крупнее будущая компания, тем полнее и детальнее должна производится проработка каждого раздела Бизнес-плана.

Важно, чтобы идея была интересной, а план по ее реализации реалистичным.